Главная » Статьи » Мои статьи |
Познавательные
процессы: Во 2-ом классе продолжается развитие основных
характеристик познавательных процессов: ·
· восприятия, ·
· внимания, ·
· памяти, ·
· воображения, ·
· мышления, ·
· речи. У второклассников, как и у первоклассника, над всеми
психическими процессами доминирует наглядно-действенное и
наглядно-образное мышление.
Начинается развитие словесно-логического и образного мышления. Рекомендация: объясняйте ваши мысли наглядно, на конкретных
примерах. Например,ученик быстрее поймет задачу, если будет решать ее с
помощью вкусных яблок. Необходимо развивать словесно-логическое
мышление - сделать это
можно с помощью дополнительных вопросов "почему?", "зачем?"
и т.д. Ведущий
вид деятельности: До второго класса основным механизмом познания
окружающего мира у ребенка была игра. Во втором классе таким механизмом
становится учебная деятельность. Но ребенок все еще любит развивающие игры. Рекомендация: наблюдая за тем, когда ученик играет с детьми или
с вами, вы можете определить уровень его личностного развития. Социальная ситуация
развития: Второклассник продолжает приспосабливаться к системе
требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и начинает
приспосабливаться к системе требований сверстников при общении с ними. Рекомендация: хвалите ученика почаще: и при встрече из школы, и
после выполнения уроков. Только успех порождает новый успех. А для этого
ребенок должен верить в свои силы, знать, что я самоценен. Мотивация: Во втором классе у ребенка продолжается формирование
мотивации к школе. Мотивация к школе бывает: Негативная. Ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У
таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной
обучаемости. Формальная. Ребенку нравится ходить в школу, но не для
получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми,
поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя. Содержательная. Ребенок любит ходить в школу, ему нравится
получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны. Новообразование: У второклассника продолжается закрепление внутренней
позиции. Ребенок обучается самостоятельному контролю, а затем и оценке
собственной деятельности. Рекомендация: обсуждая прошедший день, подведите итоги вопросом:
«Ты доволен собой?» Если ученик себя переоценивает, то обратите внимание
на его неудачи. И объясните, как их можно избежать. Если ученик себя недооценю, просто за что-нибудь
похвалите его. Так он научится правильно себя
оценивать. Общение: Круг общения второклассника зависит от оценки
взрослых: учителя, родителей. Ребенок общается с теми, кого взрослые одобряют. Рекомендация: не говорите при ученик негативно о его
одноклассниках и их родителях. Ваша отрицательная оценка может стать
причиной появления в классе изгоя. Все познавательные процессы в школьном возрасте становятся
произвольными (ребенок может проявлять волевые усилия, сосредоточивать свое
внимание в течение необходимого времени), продуктивными (второклассник должен
получать конечный продукт) и устойчивыми (его внимание не рассеивается в
течение необходимого времени). Это еще трудно для второклассника, и он быстро
устает. Усталость эта возникает не от умственной работы, а от неспособности
ребенка к физической саморегуляции. Этому необходимо детей учить. Задача
родителей – научить рациональным приемам использования своего времени, так
чтобы хватало времени на учебу и на отдых. Ведущая деятельность в это время – учебная, поэтому все
процессы, новообразования развиваются именно в процессе учебы. Учеба определяет
характер других видов деятельности: игровой, трудовой, общения. Вот почему
родителям необходимо создать условия для того, чтобы в домашней трудовой
деятельности находили отражение, применялись те знания, умения и навыки,
которые приобретаются в школе. Это сделает учение в школе более осмысленным и
раскроет на практике необходимость и полезность знаний, получаемых в школе. Особенностью этого возраста является то, что у
детей уменьшается объем памяти, поэтому необходимо обучать их приемам
рационального запоминания (специальным мнемотехническим приемам). В это время у учеников доминирует наглядно-действенное и
наглядно-образное мышление (все изучаемое нужно потрогать и увидеть). Абстрактное мышление развито еще плохо, поэтому ребенок с
трудом понимает переносное значение слов, смысл пословиц и фразеологизмов.
Практически все сказанное понимается буквально, поэтому нужно быть осторожнее с опрометчивыми высказываниями («как ты мне
надоел», «глаза б мои тебя не видели», «я тебя не люблю»). Развиваются все логические операции: сравнение, обобщение,
анализ, синтез. Часто ребенок не может решить поставленную задачу из-за того,
что не способен проанализировать ее условие. Родителям
необходимо стимулировать интеллектуальное развитие ребенка, формировать у
ребенка все виды интеллектуальной деятельности. Самооценка младшего школьника зависит от его успеваемости, от
его положения в классе, от отношения к его успехам и неудачам его родителей и
учителей. Влияет на это и уровень ожиданий родителей. Этот уровень может быть
завышенным, и тогда ребенку будет трудно соответствовать этим требованиям. Но
встречается и другая крайность, когда родители недооценивают своего ребенка, в
таком случае он тоже перестает верить в свои возможности. Ребенок в этом возрасте во
всем ориентируется на оценку взрослого. Поскольку рефлексия
развита в это время еще недостаточно хорошо, второклассник воспринимает школьную
оценку как оценку всего себя как личности или как отношение к себе (любят его
или не любят). Психологическое образование этого возраста - чувство социальной
и психологической компетентности.
Возрастные
особенности детей
| |||||||||||||||||
Просмотров: 9996 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||